|
Дорожный патруль(рассказ)
|
Работа Алексея всегда заключалась лишь в том, чтобы вовремя, а самое главное как можно грамотнее заснять происшествие. А происшествий было много. В нашей жизни всегда есть место катастрофам: пожарам, автомобильным авариям, ураганам, смерчам... Сам он никогда особенно не понимал, да и не пытался вдуматься, зачем надо людям приходить домой после трудного дня, врубать ящик и видеть картины, ужасающие человеческий разум: искалеченные трупы людей, горе их родственников, чья-то разбитая жизнь. Он знал много таких людей. Их попросту называют постоянными зрителями программы. Некоторые из них даже несколько раз пытались брать автографы у журналистов. Для Алекса, а именно так его называли на работе, (должность оператора не самая главная, хотя в этой передаче занимала не последнее место) его работа уже давно превратилась в рутину. Он уже давно перестал впечатляться теми ужасами, которые ему приходилось снимать. Как и всякий человек, живущий в нашей стране, он пытался выполнить свою основную жизненную задачу, а точнее, прокормить, одеть и вывести в люди своих детей. У Алекса был пятилетний сын, и совсем недавно его жена забеременела, поэтому вкалывать ему приходилось за двоих. Завести второго ребёнка было их обоюдным решением с Олей, его женой. И хотя он всё прекрасно понимал: и то, что время сейчас такое трудное (да кому, как ни ему было это понимать), и что прокормить двух детей не так-то просто, особенно если будет девочка. Но всё-таки они решили сделать это. Уж слишком сильно Андрей, их сын, просил сестрёнку, да и время, когда Оля могла забеременеть и родить нормального малыша тоже истекало. Поэтому Алексу приходилось подрабатывать, когда свадьбу предложат снять, когда какое-нибудь семейное торжество. В общем, крутился он, как мог. Но, конечно же, основным его заработком была работа оператора в "Дорожном патруле". Когда Алексу впервые предложили эту работу, она не очень заинтересовала его. Да и как могла заинтересовать работа, которая в основной своей массе заключается в том, чтобы снимать ужасы нашей жизни, такого молодого (к тому времени Алексу было 25 лет) и полного жизненных сил человека, имеющего неплохие задатки для того, чтобы стать режиссёром? Но его приятель предложил ему пару раз поснимать несколько "происшествий" (именно так они называли на работе катастрофы, автомобильные аварии, трупы, найденные в мусорных ящиках), а потом уже, если не понравится, просто бросить это занятие, да и деньги по тем временам были неплохие. И Алекс подумал, что это его устроит, пока он не найдёт себе более достойную и прибыльную работу. Он находился в подвешенном состоянии год или два, когда вдруг выяснилось, что его жена забеременела Андреем. Тогда у него просто не было выбора. Нужен был стабильный заработок (что-что, а стабильность "Дорожный патруль" гарантировал), и к тому же редактор намекал на возможное повышение, видя стремление Алекса продвинуться по служебной лестнице. То, что повышения не будет, он понял уже гораздо позже. Крайне редко случается, чтобы оператор становился режиссёром.
Очень ярко Алекс помнил одно из происшествий, которых ему приходилось снимать. Это было в один из первых дней его работы в "Дорожном патруле". Сначала всё шло очень даже хорошо. Была парочка автомобильных аварий без жертв, несколько пожаров в основном на складах и одно трогательное спасение пуделя из горящего дома. Это произошло летом, а точнее в начале августа, день был жутко жаркий, и бригада "Дорожного патруля" ехала как раз с того пожара, после спасения собаки. Все были в хорошем настроении, включая и репортёра, Сергея, который, как Алекс тогда был полностью уверен, никогда не бывал в хорошем настроении (оно у него либо было, никакое, либо его совсем не было), когда по рации в машине сообщили, что совсем недалеко от них произошла авария, погибла одна женщина. Он уже тогда мысленно себя настроил к тому, что ему придётся снимать. Но весь настрой рухнул, когда они подъехали к месту "происшествия" (казённое слово, оно никогда особенно ему не нравилось). То, что произошло на одном из московских шоссе вряд ли можно было назвать происшествием, скорее УЖАСОМ, КОШМАРОМ, МЯСОРУБКОЙ, всем, чем угодно, только не "происшествием". Сказать, что женщина была зажата искореженным металлом машины, значило бы не сказать ничего. Она была заживо съедена ею, она стала её частью. Судя по обрывкам фраз, которые Алекс услышал из разговора Сергея с очевидцами, женщина пыталась обогнать по второй полосе "ублюдочный" грузовичок (именно так он стал называть его про себя), когда пьяный водитель, стал поджимать маленькую хонду, тем самым выталкивая её на полосу встречного движения. Это продолжалось несколько секунд, когда машина, наконец, оказалась за разделительной полосой дороги. Водитель грузовика с надписью Coca Cola пытался затормозить, но скорость была слишком велика. По шоссе никто не ехал меньше 80 км. Их оказалось достаточно, чтобы превратить небольшую машинку в консервную банку, которая стала гробом для человека. Отвести камеру Алекс не имел права. Такие случаи предполагала его работа. Он снял всё до конца. Его не тошнило, как это было с другими операторами-новичками до него. Когда он опустил камеру, лицо его было белое, как мел. Когда человек переживает шок, как правило, его мозг работает так, чтобы у него была возможность забыть всё, что он пережил. Чувства, звуки, запахи - всё это притупляется. Обычно человек мало, что помнит. Все прошедшие события у него как в тумане. С Алексом всё было совсем не так. Он помнил всё до мелочей. Он мог представить себе именно это "происшествие" каждую минуту, каждую секунду своей жизни. Поэтому он запомнил, как к нему подошёл водитель Никита, с ним у Алекса сложились неплохие взаимоотношения, предложил выпить чего-то крепкого из фляжки (эта фляжка впоследствии сыграла с ним злую шутку, когда редактор как-то заметил её в бардачке, после этого его уволили, хотя сам он ни разу не прикоснулся к ней). Наверное, эту фляжку он носил с собой специально для таких случаев. Но, тем не менее, Алекс отказался. В тот день он не стал больше снимать, и, так как водитель пока был не нужен, Никита отвёз его домой, успокаивая по дороге. Алекс совершенно отчётливо помнил, как тот уговаривал его, хотя он молчал всю дорогу, объяснял ему то, что в жизни бывает всякое, что не мы жизнь выбираем, а она нас... Он помнил все эти слова и сочувственное выражение лица Никиты, но ему было наплевать на всё это. Он снова и снова перемалывал в мозгу увиденное им в тот день. Он даже не испытывал при этом никаких эмоций, просто не мог (а может быть и не хотел) отделаться от ужасающей картины "ада внутри машины". Приехав домой, Алекс ничего не стал говорить жене. На него вдруг напала ужасная усталость. Он только попросил некоторое время не беспокоить его. Он закрылся в комнате и стал нервно искать сигареты. Он знал, что Оля иногда покуривает, но относился к этому спокойно, так как это не входило в её привычку. Раскидывая всё, что попадалось у него на пути: старые блокноты, тетради, давно исписанные ручки и подобный хлам, накопившийся за их недолгую семейную жизнь, он всё-таки докопался до них. Это была пачка Winstone. В ней не хватало всего двух сигарет. Даже не задумываясь о том, что он курит в комнате, Алекс, сам того не замечая, выкурил почти всю оставшуюся пачку. Едкий дым сначала неприятно, а потом уже настойчиво и вкрадчиво стал проникать в его лёгкие. В этот момент он готов был отдать всё, лишь бы просто забыть о том, что с ним произошло в тот день.
Уже намного позже из какой-то газеты Алекс узнал о том, что ту женщину звали Елена, и что у неё осталось двое детей: мальчик пяти лет и девочка 13-ти.
Его жена всё поняла, как только увидела Алекса ещё на пороге. Она не стала ничего спрашивать, просто подошла и своим обычным жестом, пригладив ему волосы, поцеловала его в лоб.
Сейчас, когда он уже проработал в "Дорожном патруле" почти 8 лет, почему-то он вспомнил об этом. Не то, чтобы он когда-либо забывал, те кошмарные сны, которые его мучили, никогда бы не дали ему об этом забыть, просто наяву, он научился контролировать себя, отключаться в нужный момент, становиться просто машиной, выполняющей свою работу. Это не всегда получалось, но чаще всего помогало выполнить ему свою работу, мысленно закрывать глаза, глядя в объектив камеры, отображающей тёмную сторону нашей жизни. Наверное, человек может привыкнуть к чему угодно. И как бы мы не кричали от боли, обиды, душевных страданий, если человек знает, что ему уже никто не поможет, он смиряется. Такая уж привычка странная штука. Она помогает нам, опуская на самое дно. Так вот Алекс, если можно так выразиться, привык к своей работе, научился притуплять свои чувства, снимая на плёнку чужое горе.
Этот жаркий августовский день ничем не отличался от всех остальных, разве что жара ещё больше доставала, чем обычно, так как температура воздуха повысилась ещё на несколько градусов. Алекс как обычно встал, позавтракал и пошёл на работу. Оля была уже на четвёртом месяце беременности, и живот её стал уже немного увеличиваться в размерах. Она была в декретном отпуске. Для воспитательницы детского садика это нормальное явление. Оля всегда любила возиться с детьми, поэтому ей нравилась её работа. Дети любили её в ответ. Она была любимой воспитательницей практически у всех малышей. В этот день она вместе с Андреем планировала съездить на рынок, так как обувь у мальчика совсем износилась, поэтому она взяла машину Алекса. У них был старенький Crown, но он их вполне устраивал.
Была уже половина одиннадцатого, когда по рации поступил вызов (как раз с того злополучного шоссе), предполагалась крупная авария, пострадало 3 человека. Машина "Дорожного патруля", в которой находился Алекс, отправилась на место происшествия. На дороге были ужасные пробки, и, как водитель не старался, им пришлось простоять в ней не менее 15-ти минут, а это очень много, так как обычно их машина прибывала даже раньше скорой. На этот раз даже милиция подъехала раньше. Когда они добрались, то увидели лишь побитые машины. Ещё до этого, в пробке, у Алекса в голове промелькнула жуткая и в то же время глупая, как он подумал сначала мысль. Она обдала его тело неприятным холодом. Это была мысль о том, что его жена и сын ехали той же дорогой на рынок. Но так же быстро как она появилось, она была немедленно похоронена Алексом. Он просто подавил её силой своего воображения. Когда они подъехали, в куче искореженного металла он увидел то, что являлось в его кошмарах, то, от чего он просыпался по ночам в холодном поту. Жгучий страх и волна беспомощности что-либо изменить. Он слышал голос водителя, говорящего с репортёром о том, что придётся отчитываться перед боссом за бесцельно потраченный бензин, и голос Сергея, с чувством сожаления поглядывающего на пятна крови возле машин. Да, это всё-таки случилось, кошмар всё-таки настиг и его. Чёрт возьми, это был их Crown, их искорёженная, потерявшая форму машина. Это возле неё были пятна крови, это её металл впился в тела его родных. ЭТО НАСТИГЛО И ЕГО!!! Сколько Алекс не пытался, он не мог найти хоть какой-нибудь вещи, которая бы не принадлежала его семье. Да ему и не нужно было большего: за задним сидением машины, под стеклом, лежала джинсовая бейсболка его сына. Да, это была именно она...
Ровно через год, 13 августа 1996 г. На одном из московских кладбищ двое: женщина лет 30 и мальчик лет пяти-шести. Они стоят перед одинокой могилой без оградки. На фотографии изображён молодой парень лет 22 с серьёзным и сосредоточенным выражением лица. Женщина тихо плачет, уткнувшись в платочек, её сын стоит рядом, стараясь не дышать, чтобы не потревожить свою мать. А Оля плачет, проклиная про себя лишь одну вещь на свете - "Дорожный патруль". Она думает о том, как всё глупо и нелепо иногда получается в жизни. Жил человек, каждый день испытывая стресс, и умирает нелепо, от сердечного приступа в 33 года, обознавшись машиной. Оказалось, что таких бейсболок как у Андрея было очень много, мальчики его возраста любят такие вещи. Номер той машины, которую Алекс принял за свою, был похоронен под грудой металла. В той аварии, которую он видел, не погибло ни одного человека…
E-mail: shadow31@mail.ru
|